Как разговаривать с коллекторами: что надо знать должнику

Россияне стали чаще жаловаться на коллекторские агентства: за три месяца 2022 года судебные приставы зафиксировали 10 300 обращений, из них 5 500 жалоб признали обоснованными.

Причем в кризис непрофессиональные коллекторы все чаще пытаются вернуть деньги незаконными методами отмечают в Национальной ассоциации коллекторов (НАПКА).

На что не имеют права коллекторы?

  • звонить на телефоны, не указанные в кредитном договоре;
  • вводить в заблуждение о последствиях;
  • оскорблять, угрожать расправой заемщику или его родным;
  • вредить имуществу;
  • входить в дом должника без разрешения;
  • общаться с заемщиком с 22:00 до 8:00 в рабочие дни и с 20:00 до 9:00 в выходные;
  • беспокоить родственников и соседей должника без их письменного согласия;
  • брать долг наличными – деньги можно переводить только на банковский счет.

По закону встречаться с должником можно 1 раз в неделю, звонить – не чаще 2 раз в неделю, и отправлять не более 4 сообщений в мессенджеры или по почте. 

Коллекторы могут подать на должника в суд и сопровождать исполнительное производство, пока деньги не вернут.

Все это прописано в законодательстве РФ и кодексе профессиональной этики. 

Частые нарушения коллекторов?

Большинство организаций работают по закону, отмечают в ФССП: исписывать подъезд угрозами или “доставать” соседей должника за просрочку не будут. Чаще коллекторы нарушают правила взаимодействия:

  • звонят в нерабочее время или спамят в мессенджерах и чатах;
  • угрожают подорвать репутацию должника или опубликовать его личные данные;
  • оскорбляют в телефонных разговорах и сообщениях.

Более четверти жалоб – на «серых» коллекторов, отмечают судебные приставы. Такие организации не зарегистрированы в госреестре и чаще нарушают закон. Проверить агентство можно на сайте ФССП.

О звонках и визитах от «неправильных» коллекторов лучше сообщить в полицию. 

Что делать если звонят коллекторы?

Для начала узнайте подробности: какая организация оформила кредит и на чье имя. Проверьте данные об агентстве. Если долг чужой, сообщите об этом и попросите исключить ваш номер телефона из базы. 

Сотрудников лицензированных организаций лучше воспринимать как консультантов, считают в НАПКА. Они заинтересованы в том, чтобы вернуть деньги, так что готовы предложить индивидуальные условия погашения долгов или оформить кредитные каникулы.

Если коллекторы «серые», нужно написать заявление в полицию или пожаловаться: 

  • в интернет-приемную или отделение ФССП;
  • в приемную Центробанка РФ;
  • в НАПКА через сервис «Добро пожаловаться!»;
  • на страницу проекта ОНФ «За права заемщиков». 

Журналист Михаил Беляков, редактор Никита Марычев

InvestFuture.ru

Источник

Спасибо за интерес к публикации!